О мифе "семь плюс минус два"

Быстрое развитие Web взвалило неимоверную нагрузку на плечи тех, кто занимается разработкой веб-сайтов. Естественно, что создатели веб-сайтов готовы ухватиться за любую мысль, похожую на стандарт, чтобы как-то ускорить свою работу. Но многие так называемые стандарты уже устарели и мало подходят для современности. Так как мы сейчас вступаем в этап, который можно назвать Web второго поколения, пришло время пересмотреть существующие методы.

Одним из таких методов, на который стоит обратить пристальное внимание, является волшебное правило "семь плюс минус два (7±2)". Этот принцип очень часто применяется для того, чтобы определить количество пунктов в меню навигации на веб-сайте. Правило это вошло в практику, чтобы ускорить процесс дизайна, ну и чтобы объективно объяснить принятое решение заказчику.

Откуда же пришло это правило?

В 1956 году психолог Георг Миллер (George Miller) опубликовал результаты своего исследования. С тех пор правило 7±2 стало сверхпопулярным среди дизайнеров интерфейсов. Более внимательное изучение работу Миллера показывает, что он не делал в ней никаких выводов, которые можно применить к дизайну веб-навигации.

Во-первых, Миллер занимался изучением пределов человеческой кратковременной памяти. Он пришел к выводу, что существует предельное количество предметов, которые мы способны удержать в нашей кратковременной памяти: 7±2. Он не занимался изучением вопроса, сколько предметов человек может воспринимать, предположив, что их может быть несколько тысяч. Навигация на веб-сайте в общем случае никак не связана с кратковременной памятью. За редким исключением посетителям никогда не приходится запоминать все пункты в меню. По сути, меню навигации присутствует на каждой странице сайта и всегда доступно для посетителя. Кратковременная память здесь не играет совершенно никакой роли.

Во-вторых, удивительно, что это исследование, сделанное так давно, до сих пор используется. Не смотря на то, что Миллер выполнил свою работу очень хорошо, ее результаты слишком устарели, чтобы их можно было применять к веб-дизайну. Исследования, выполненные уже совсем недавно, показывают, что вывод Миллера был неточным и слишком упрощенным. Кроме того, за 50 лет, прошедших с момента проведения опытов Миллера, наши общие способности и навыки в обработке информации наверняка увеличились, в особенности с приходом Интернета.

Хоть магическое правило Миллера 7±2 и напоминает нам об умеренности, его нельзя применять при проектировании навигации и использовать его как универсальное решение. И уж тем более, это правило не должно восприниматься как абсолютный закон. С другой стороны, заваливать посетителей сотней меню тоже безответственно. Проблема с путаницей и информационной перегруженностью разумеется существует, и наверняка есть определенное число пунктов меню, которые можно показать посетителю на странице, при этом не вызывав у него паники. Но число это никоим образом не вытекает из правила Миллера.

Совершенно ясно, что оптимальное количество пунктов в меню нельзя свести к одному обобщенному правилу, применимому во всех ситуациях. Наоборот при проектировании информационной архитектуры сайта следует помнить о других двух самых важных правилах: баланс широты и глубины информации, и способ ее представления.

Баланс широты и глубины

Баланс между широтой и глубиной заключается в балансе между пунктами меню, видимыми на странице (широта) и числом иерархических уровней вашего сайта (глубиной). Здесь в каждом случае надо искать компромисс: чем меньше пунктов меню вы показываете на странице, тем глубже вам придется делать структуру; и наоборот, чем больше пунктов меню присутствует на странице, тем меньше иерархических уровней вам придется создавать.

Исследования показывают, что в общем случае "широкие" структуры работают лучше, чем "глубокие". Как оказалось, пользователи лучше работают и быстрее находят информацию в "неглубоких" структурах. Естественно, что большинство самых популярных веб-сайтов в современном Web имеют широкую структуру: вполне обычно увидеть на известных порталах и новостных сайтах по 50-100 (а то и больше) ссылок на главной странице.

А теория такова: для постоянного выбора категорий и подкатегорий при работе с глубокой структурой требуется больше усилий, чем для просмотра большого количества ссылок при работе с широкой структурой.

У пользователей больше шансов заблудиться в глубокой иерархии. Напротив, широкая структура на первой же странице показывает, какую часть информационного пространства охватывает данный веб-сайт. Новые посетители и пользователи, которые не четко представляют, что им нужно, могут одним взглядом определить в широкой структуре, что им предлагает веб-сайт. Они с легкостью могут рассмотреть и сравнить все категории и сделать осознанный выбор.

Так сколько же?

Для большинства сайтов может семь пунктов меню может оказаться достаточным. Но это число вовсе не зависит от магического правила "семь плюс минус два". Очень большие объемы информации потребуют намного больше семи пунктов меню, чтобы сбалансировать широту и глубину структуры. В конце концов, пусть ваши пользователи вам скажут, что для них лучше: чаще проводите тесты и вносите изменения, короче ориентируйтесь в дизайне на пользователя.

В заключении хочу сказать, что в дизайне навигации для сайта главное - это баланс между широтой и глубиной, а также четкое визуальное представление навигации. Не избегайте "широких" структур только потому, что они противоречат правилу "семь плюс минус два" или потому, что много ссылок будут некрасиво выглядеть с эстетической точки зрения. Но также не перегружайте пользователя информацией: показывайте на странице только то, что действительно необходимо для посетителей из ваших главных целевых групп, при этом не забывая о ясности, четкости и привлекательности.

24.04.2013 http://www.webmascon.com/